Расизм в режиме онлайн

Когда речь заходит о проблемах растущего расизма в России, то чаще всего слышишь два мнения: «У нас что других проблем нет?» и «Россия для русских». А после протестов движения BLM появилось еще одно – «Хотите как в Америке?».

Вместе с тем, тысячи людей в России сталкиваются с бытовым расизмом. Если ты «другой», то тебе укажут на это как онлайн, так и офлайн. Некоторые СМИ и политики выступают с шокирующими расистскими высказываниями. В интернете процветает буллинг, угрозы и закрытые группы типа «чернильницы». Статистика это подтверждает. По данным Левада Центра 19% жителей страны разделяют идею «Россия для русских». Для сравнения в 2011 году таких было 15%.

Спровоцировать ксенофобию могут, казалось бы, самые безобидные вещи. После публикации постов с темнокожей моделью в аккаунте «Вятского кваса» посыпались комментарии:

«Нах*р угольков в рекламу русского продукта впендюрили? Из принципа отказываюсь от вашей продукции теперь!»

«Причем тут квас и негрота…»

«Фуу негры, больше не буду ваш квас покупать». 

Эта реакция стала поводом поговорить о нетерпимости. Мы встретились в теми, кто не раз сталкивался с ксенофобией даже в таком небольшом городе как Киров.

 

Султан Али-Абакар (Судан, Африка)

Мы идём с Султаном от барбершопа, где он один из владельцев, в сторону театральней площади. Кто-то с любопытством оглядывается, кто-то здоровается. Султан в Кирове уже 10 лет, приехал из Судана учиться на инженера-электрика, но любимое дело – стрижка – победило, третий год развивает бизнес. Султан привык быть в центре внимания. Говорит, бывают дни, когда до 20 человек просят с ним сфотографироваться. В основном доброжелательно, но бывает, что и пальцем на улице тычут, от такой реакции поначалу очень уставал.

«Первое время хотел уехать из города, очень было тяжело, но родители уговорили остаться. Сейчас у меня много друзей среди русских. В целом мне Россия нравится. Нравится, что в людях здесь силён дух соперничества, сила воли. Люблю русские традиции: баню и прорубь, русские праздники, особенно День Победы. Каждый день узнаю о России новое. Например, сегодня мне клиент рассказал, чем отличается пруд от озера. Очень интересно».

Султан говорит, что смог здесь выжить только благодаря своему любопытству, открытой натуре и русским друзьям. Но так получается не у всех приезжих. Например, несколько лет назад его друга, тоже из Судана, сильно избили в районе Филейки, после чего он 2 недели лежал в больнице, а потом уехал из страны. Сам Султан не раз слышал на улице «негр, ты зачем сюда приехал?», а однажды даже пережил встречу со скинхедами.

«Ужасный момент на самом деле, скинхедов я видел в фильмах, а тут ко мне подошли сразу 10 человек. Хорошо, что все закончилось без драки, мы разговаривали, даже вместе пили пиво. Я спрашивал у них, почему в стране, победившей фашизм, возможно такое. Внятного ответа не получил, потом они проводили меня до общаги».

Драки тоже бывали, вспоминает Султан, но за годы жизни в России он научился отличать настоящую агрессию от неумелого любопытства. Второе встречается чаще. Иногда люди просто не умеют выразить его культурно, хотя последние два года стало лучше. Возможно, и сам юноша стал спокойнее реагировать.

«Сейчас стали чаще подходить с вопросами «Как ты тут, не мёрзнешь?» или «Стильно выглядишь. Где такое купил?»

Комментарии в аккаунте «Вятского кваса» Султан читал с удивлением и сочувствием. Все-таки привыкнуть к ненависти невозможно.

 

Бенедикта Коркор (Гана, Западная Африка)

Сама модель, которая стала поводом для злых комментариев – Бенедикта Коркор – тяжело переживает инцидент. Признаётся, что стало немного полегче, когда под фото начали появляться слова поддержки и защиты.

«Я живу в Кирове уже два года и восемь месяцев, за это время успела ощутить «толерантность» к людям другой расы. Однажды был инцидент, когда я ехала в автобусе, и одна дама сказала, что мне нужно вернуться на родину, потому что я здесь чужая. Она кричала на весь автобус: «Черным не место в России!»  Я не понимаю, почему люди такие злые».

 

Ольга Шегай (Корея)

Ольга не относится к числу приезжих, она родилась и выросла в России, в Кировской области с 2 лет, с расизмом тоже сталкивается регулярно.

«Всё детство, подростковый период и даже сейчас, во взрослой жизни, я сталкиваюсь с буллингом из-за азиатской внешности. До сих пор иногда плачу из-за слов в свой адрес, но по факту считаю себя крутой, красивой, успешной девушкой, у которой есть всё, чтобы быть счастливой. Поэтому сейчас мне чаще плевать на слабость и невоспитанность других людей. Благодаря поддержке и принятию родителей я научилась адекватно реагировать на неадекватное поведение людей. Мой личный выбор – просто спокойно не замечать этого».

«А ещё хороший способ противостоять бытовому расизму – искать друзей среди русских», говорит Султан. «Не ходить поодиночке. Не реагировать агрессивно на выпады. И реже бывать на Филейке, в районе вокзала и других «опасных» местах».

По статистике в России каждый шестой так или иначе сталкивался с дискриминацией, в том числе по национальному признаку, причём 60% тех, кто решил официально пожаловаться на ущемление прав, не смогли решить проблему, а для каждого пятого обращение обернулось тем, что виновным был признан он сам или сама.

Как такое произошло в огромной многонациональной стране, стране, победившей нацистов? Почему все еще живы предрассудки и стереотипы, в соответствии с которыми лица иной расы ассоциируются с «опасностью» и «криминалом». Представьте обратную ситуацию. Есть уважительные причины, по которой вы переезжаете на другой континент. И теперь на вас накладывают клеймо «русского бандита», дразнят вас и ваших детей и выгоняют даже из автобуса.

Расовая тема во всем мире остается инструментом политики. Но жертвами как пропаганды, так и буллинга всегда становятся мирные лица.